В истории педагогики последовательно развивается интерес к научному исследованию процесса социализации человека. Несмотря на социологическую сущность термина, педагогика все чаще включает социализацию в арсенал своих педагогических терминов, поскольку именно социализация широко рассматривает процесс формирования личности человека в системе социальных отношений.
В теории и практике социализации всегда существовали два подхода: авторитарный и демократический. Доминирование одного из них зависело от уровня развития общества. Авторитарный предписывал думать и действовать в определенных свыше рамках и границах подчинения, устанавливаемых независимо от человека и выступающих для него в качестве авторитарного регулятора содержания и формы жизнедеятельности. По сути, процесс социализации сводился к сталинской модели социализма и присущей ей модели воспитания: вместо социализации — деперсонализация личности, вместо овладения ценностями подлинно общечеловеческой культуры — насаждение специфических ценностей псевдокультуры, вместо гуманистического воспитания — манипулирование растущим человеком. Демократический подход отражал изменения, произошедшие в стране, и его стратегическое направление — возвращение к общечеловеческим ценностям, признание человека самоценностью, утверждение личностно ориентированного подхода к формированию будущего поколения в процессе социализации.
Социализация в последнее десятилетие стала традиционным объектом изучения социологии, психологии, этнографии, педагогики, что подтверждает ее междисциплинарный характер.
Социологи изучают проявления процесса социализации в макросистеме общества, влияние его на сложившуюся социальную структуру, способы производства материальных благ, систему общественных отношений. Психологи исследуют когнитивные процессы восприятия, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы на различных этапах социализации, выявляют социализирующие функции непосредственного окружения человека, межличностного отношения сверстников одного или разных полов, внутрирегулируемые и межгрупповые взаимодействия и отношения. Этнографы проводят сравнительное изучение процессов взросления и социализации в различных обществах и культурах, выявляя этнические вариации развития индивидуальных и личностных характеристик человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств социализации. Педагоги исследуют социализацию относительно контролируемой ее части — воспитания, содержание, формы и методы, изучают общество как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности.
Социализация человека — двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит; а с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт. Это базовое определение позволяет сделать вывод о том, что социализация ребенка в детской общественной организации — это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребенка формируется готовность к социальным действиям.
|